1 слайд. Почти 70 лет тому назад отгремела самая страшная в истории человечества война. Но Что мы знаем о войне?
Об этом помнят те, кто прошёл через войну, кто испытал её тяготы на себе. Поэтому очень важно, что живы еще свидетели тех страшных лет, которые могу нам рассказать о том времени.
2 слайд. Проблема: Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Но мне кажется, что мы, представители молодого поколения, и даже наши родители мало знаем об этой войне, не задумываемся, какой след оставила она в наших семьях.
Какие пути мне доступны для решения проблемы
-
по документам, сохранившимся в домашнем архиве, о погибших и о тех, кто трудился в тылу во время Великой Отечественной войны.
-
Используя различные информационные источники Актуальность:
Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны - это война. Меня заинтересовала эта тема потому, что это история моей семьи и моей страны. Четко представить события тех лет мне было трудно. Поэтому я решил взглянуть на события военных лет глазами близкого мне человека, моей пока ещё живой прабабушки и других представителей старшего поколения, постараться четко их воспроизвести.
Цель моего исследования: Сбор и систематизация сохранившихся материалов об участии представителей моей семьи в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Выяснить, кто из родственников являлся участником ВОВ, а кто трудился в тылу
2. Собрать и систематизировать информацию о родственниках – участниках войны.
3. Собрать и систематизировать информацию о родственниках – тружениках тыла.
4. Систематизировать и описать семейный архив.
Результат исследования будет создание страниц памяти
3 слайд. В Великой Отечественной войне 1941-1945 годов участвовало 7240 исаклинцев. Все они достойно прошли свой боевой путь - путь Солдата-освободителя. Эта всенародная трагедия коснулась и моих предков…
В моей семье с периодом Великой Отечественной войны связана жизнь прадедов и прабабушек. Со слов родственников, я составил родословное древо, где выделил членов своей семьи, о которых хочу узнать .
В данной работе я решил узнать о жизни родственников со стороны отца, воевавших на фронте и «ковавших» победу в тылу.
4 слайд. 15 января 2015 года был направлен запрос в Исаклинский районный историко-краеведческий музей, в ответе я получил ксерокопии из “Книги памяти” Самарской области содержащие сведения о моих родственниках
5 слайд. Погибли на полях сражений следующие родственники с отцовской стороны, которые вы видите на слайде.
6 слайд. В центре села Старое Вечканово стоит обелиск, на котором высечены фамилии тех, кто погиб, защищая нашу Родину от фашистов. Среди них фамилии моих родных, о которых многого не знаю, но они для меня настоящие герои.
7 слайд. Моему прапрадеду Лапину Никифору Савельевичу в 1941 году было 34 года и четверо детей в семье. Жил в селе Старое Вечканово Исаклинского района Куйбышевской области, работал в колхозе.
Был мобилизован в первые дни войны от него успели получить 2 письма – воевал под Ленинградом. К сожалению, эти письма не сохранились. На память о нём осталась только довоенная фотография безусого парнишки... Прадед Лапин Никифор Савельевич погиб через 4 месяца.
8 слайд. Ветераном Великой Отечественной войны был и прадед Филиппов Фёдор Павлович 1920 года рождения. В 1938г. окончил Малотолкайское мордовское педучилище. До 1940г. работал учителем в Павловском районе Ульяновской области.
Сохранилась выписка из личного дела лейтенанта запаса Филиппова Фёдора Павловича, где указано, что он призван службу 9 октября 1940 года Павловским райвоенкоматом Ульяновской области.
9 слайд. Войну начал рядовым, а с октябре 41 по октябрь 46 года командир взвода, 97 -го артиллерийского полка, 94-ой стрелковой дивизии, Забайкальского военного округа.
Мой прадед участвовал в боях против японских милитаристов. Он награждён медалью «За победу над Японией», Орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями. Рассматривая эти фотографии в семейном альбоме, я невольно испытываю чувство гордости, что близкий мне человек защищал Родину и приближал мир.
Подтверждающих документов о воинском пути и наградах в семейном архиве не оказалось. В связи с этим 26 ноября 2014 года, было отправлено письмо-запрос в отдел военного комиссариата Самарской области по Сергиевскому и Исаклинскому районам. Пока ответа не получил.
В конце октября 1946 года Фёдор Павлович вернулся в родное село. Для него началась мирная жизнь. После войны до самой пенсии проработал учителем. У прадеда в семье родилось пятеро детей: 2 сына и 3 дочери. Если бы не погибли на фронте мои родственники, а это 8 человек, сколько прекрасных людей было бы рождено, которые так же, как бабушка и двоюродные бабушки трудились на благо Родины.
10 слайд. Теперь настала очередь рассказать о прабабушках, которые трудились в тылу, приближая победу. Лапина Зинаида Никифоровна она в 1942 году закончила школу на «4» и «5», и мечтала стать зоотехником, ей не пришлось больше учиться: отец погиб в первые месяцы войны, в семье она старшая из пятерых детей. Прабабушка и её сверстники пахали на лошадях и быках, косили хлеб литовками, вязали снопы, скирдовали, возили сено и снопы с поля на ток, обмолачивали зерно на молотилке, возили на железнодорожную станцию в Сургут зерно на подводах…
11 слайд. За самоотверженную работу прабабушка была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Так как у меня не было подтверждающих документов, что она была награждена, я обратился с письмом-запросом за помощью в архивный отдел администрации м.р. Исаклинский. Мне дали архивную справку, что Лапина Зинаида Никифоровна, уроженка с. Старое Вечканово награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Дата выдачи: 04 января 47 года
12 слайд. Другая моя прабабушка Краснова (Романова) Вера Никитична, 1929 года рождения, и поныне здравствует в родном селе Багряш Исаклинского района. Она тоже награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годах» и юбилейными медалями. И хотя ей сейчас 85 лет, она много мне рассказала о военных тяготах и лишениях, выпавших на долю её ровесников.
В школу пошла в 1936 году, проучилась 5 классов. С утра в школу, а после – нянчила братьев и сестер, т. к. в семье она была старшая из шестерых детей. Когда началась война, ей было 12 лет, вместе с матерью работала в поле с утра до вечера: нужно было за день сжать пай в 15 соток - за это давали 0,5 кг хлеба.
13 слайд. Настоящей героиней трудового фронта была старшая сестра прадеда Краснова Александра Захаровна. О ней даже есть строки во вступительной статье к 9 тому Книги Памяти Самарской области! (Стр. 17):
«На протяжении пяти долгих лет управляла штурвалом комбайна Галина Семёновна Матвеева, а Александра Захаровна Краснова не отходила от рычагов трактора. Обе они трудились на полях колхоза имени Крупской …»
Александра Захаровна была одарённым человеком: хорошо играла на гитаре, пела…
14 слайд. За время работы над проектом я узнал, какими необыкновенными людьми были мои прадеды и прабабушки. Я называю моих родственников полными именами, потому что испытываю к ним глубокое уважение. Я стою в одном строю с ними - учусь в кадетском классе, учусь любить Отечество так же, как они.
15 слайд. Своим детям, и внукам я буду рассказывать о родословной семьи, чтобы помнили и знали, откуда они родом, кто были их предки, гордились ими. Ради этой памяти стоит жить достойно, по-человечески, чтить свои корни, свою родню и семью. Теперь память о своей семье буду хранить я.
16 слайд. В ходе выполнения исследования я узнал, как можно найти доказательства сведениям, которые отсутствовали. Для меня очень ценным оказалось, что мои родные через всю свою жизнь пронесли память о своих близких, сохранили документы военных лет.
17 слайд. Забвение прошлого ведёт к трагическим последствиям. Сегодня мы с болью наблюдаем за напряжённой обстановкой в Украине, где гибнут мирные люди, в том числе и дети! Разгорается новая война – самое страшное преступление против человечества… Этого нельзя допустить! Без прошлого нет настоящего и тем более будущего.
|